Автоматизация кафе "Трапеза"

В середине марта 2009 года был внедрен программно-аппаратный комплекс "РестораторЪ в кафе "Трапеза".


В кафе "Трапеза" было установлено программное обеспечение "РестораторЪ". На рабочем месте официанта установлена POS-система Firich Glaive и фискальный регистратор Штрих-Комбо-ФР-К.

Историческая справка.

ЕДА, трапеза, жратва — прием пищи, имеющий повседневный или праздничный характер. У славян, как и многих других народов, трапеза обставлялась как своеобразный ритуал, жертвоприношение, призванный выявить внутреннюю структуру коллектива и утвердить солидарность его членов перед лицом высших сил.
    Порядок рассаживания вокруг стола у восточных славян выявлял субординацию сотрапезников, отражая наглядную модель половозрастной и социальной стратификации коллектива, причем “верх” и правая сторона, как правило, означали более высокую престижность, а “низ” и левая сторона - более низкую. Наиболее почетным считалось место во главе стола, в красном углу под иконами. Если в семье не было отца, то его место занимал старший женатый сын, если же он еще не был женат, то главенство принадлежало матери. Женщины, как правило, пожилые, могли занимать почетные места за столом и во время определенных обрядов: кума на крестинах. крестная мать одного из молодых на свадьбе. Следили, чтобы хозяин сидел не в самом углу под иконами. а немного отодвинувшись, как бы оставляя место для Бога, по белорусской пословице — “на куте сядзит альбо поп, альбо дурак”. До сих пор можно слышать объяснение, что женщины не садятся в красном углу, так как они “нечистые”, т. е. у них бывают месячные. 
       
     Согласно верованию, широко представленному и в восточнославянском фольклоре, и в письменной традиции, при еде присутствуют добрые и злые духи — ангелы и черти. Праведное, христианское поведение вызывает благословение ангелов; греховное, языческое — прогоняет их от стола, радует чертей и побуждает их вмешаться в трапезу. Близким присутствием нечистой силы объясняются многие правила народного застольного этикета. Нельзя стучать ложками, от этого “лукавый радуется” и скликаются на обед “злыдни ”. Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол. а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила, По наблюдениям П. Петрея. русские “привыкли часто креститься и не возьмут в рот никакого кушанья или напитка, не перекрестившись сперва, Думая, что тогда кушанье и питье благословлены и охранены от всякой ворожбы”.
    На Руси ни в коем случае не позволялось ругать еду. “Аще ли хто хулит мяса ядущая и питье пьющая в Закон Божии... да будет проклят”,— гласит древнерусский памятник “От апостольских заповедей” (рукопись 14 — 15 вв.). Вкусовые качества пищи, согласно “Домострою”, зависят не только от мастерства стряпухи, но и от поведения участников трапезы. Если едят с благоговением и в молчании или ведя духовную беседу, то еда и питье бывают в сладость, а если похулят их, то они словно превращаются в отбросы. Нужно хвалить дар Божий и есть с благодарностью, тогда Бог пошлет благоухание и превратит горечь в сладость.
     В традиционном быту за еду благодарили Бога, а не хозяйку. Если же гость обращал слова благодарности хозяевам, то те переадресовывали его к божественному подателю пищи: “Богу дякуйте!” (украинское). По словам пожилой женщины из Гомельской области, “стадом заведуе сам Господь”. После еды нужно говорить: “Благодару Госпаду Богу / За хлеб и за соль, / За тваю миластыньку, / Што ты мне послал на стол”.